История, легенды и мифы Саратова. Увек.

В Заводском районе Саратова имеется местность, которая называется Увек – по названию одноименного оврага, проходящего в той местности, а также поселка. Название «Увек» пришло к нам из старины и во времена Золотой Орды оно звучало несколько иным образом: «Укек». Так назывался город, основанный еще в 13 веке нашей эры. С древнетюркского языка слово «укек» переводилось как «башня».

Интересно то, что город этот возник сразу же, т.е. он не вырос из какого-то небольшого поселения. Монголы, руками рабов из числа завоеванных ими народов, основали этот город. Укек сразу же стал крупным золоордынским городом, а также ремесленным, торговым сельскохозяйственным центром. Монголы имели такую привычку сразу же строить именно город, а не небольшое поселение. Согласно данным историков, Укек был основан в середине 13 века, а уже в 1262 г. здесь побывал известный венецианский купец Марко Поло. Собственно, именно в его книгах впервые и упоминается Укек.

В 1332 г. в Укеке побывал арабский путешественник Ибн Баттута, который отметил, что Укек это город «средней величины, но красивой постройки, с обильными благами и сильной стужей».

Этот город, как уже отмечалось, был крупным центром. Согласно данным краеведов, Укек был третьим по величине и значению городов Золотой Орды. О масштабности города говорят находки, сделанные археологами: древние амфоры из междуречья, стеклянная шпилька из Древнего Китая или Японии (которые носили только очень знатные особы). Также было найдено несколько захоронений. Например, богатое захоронение женщины в кирпичном склепе. На женщине была надета тонкая длинная шелковая рубаха, а сверху – парчовый, густо расшитый серебряными нитями халат. На ногах ее были сафьяновые сапожки с острыми, слегка загнутыми вверх носами и мягкими подошвами. Голову погребенной украшала шапа-боттаг (у Марко Полло «бокка»), сшитая из дорогой и имевшая вверху украшенную материей, жемчугом и серебряными золочеными бляшками берестяную трубочку, куда убиралась заплетенная коса. Верх трубочки заканчивался красивым павлиньим пером. На руках женщины были золотые пластинчатые браслеты.

Также в могиле найдены серебряная и деревянная посуда, деревянная ложка, гребень, золотые серьги в виде знака вопроса, золотые кружочки (имитация монет), бронзовое зеркало. И обряд захоронения, и дорогие вещи свидетельствуют, что это было погребение знатной особы, жены какого-то богатого человека. Вещи из этого уникального по сохранности комплекса выставлены в одном из залов Саратовского областного музея краеведения.

По закону Чингисхана монголы не должны были проявлять неуважение к другим религиям, даже к религиям покоренных народов. О том, что в Укеке свято соблюдали этот закон говорит следующий факт: совсем недавно археологи нашли здесь основание здания, которое было православным храмом или церковью. Существование русской колонии в Увеке подтверждают находки медных нательных крестиков, каменных и бронзовых иконок с изображением святых, русской керамики XIV века. Особенно интересна найденная небольшая каменная печать овальной формы. В середине её изображена львица, а вокруг идет надпись с именем владельца печати князя Михаила. Любопытна и другая находка: обломок каменной литейной формы для изготовления женских украшений — серебряных колтов. Подобная же форма встречалась при раскопках древнего Киева в тайнике под Десятинной церковью. Известны и другие археологические следы пребывания русских в Золотой Орде.

От Укека остался и литературный след: в 1930 году на левом берегу Волги, почти напротив Увека, близ селения Терновки (Подгорного), на территории Автономной Советской Социалистической Республики немцев Поволжья колхозниками, занятыми рытьём котлована для силосной ямы, была обнаружена в земле берестяная коробка, содержащая небольшую рукопись, писанную на берёсте. Рукопись была передана колхозниками в республиканский музей в городе Покровске (с 1931 года — город Энгельс), откуда она была переслана на выставку в Государственный Эрмитаж в Ленинграде.

Впоследствии археологическое обследование этой местности обнаружило там остатки золотоордынского поселения. Также было установлено, что рукопись была извлечена из погребения, датируемого XIV—XV столетием.

По получении рукописи в Государственном Эрмитаже была предпринята реставрация её, заключающаяся в очистке её от земли, расправлении покоробившихся и слипшихся листков и в заделке её в целлулоид. Снятые с рукописи фотографии были переданы специалистам для определения языка, на котором она написана. На основании того, что рукопись была писана уйгурским шрифтом, она была априорно определена сотрудниками Государственного Эрмитажа как уйгурская. Однако, видевшие рукопись тюркологи могли обнаружить уйгурские слова лишь на некоторых фрагментах, значительная же часть рукописи и притом наиболее сохранившаяся была ими признана не уйгурской. После обработки текста было установлено, что значительная часть её содержит монгольский текст.

Находка эта представляет большой интерес, ибо рукопись в первой своей части принадлежит к наиболее ранним памятникам монгольской письменности и к тому же она была обнаружена в Поволжье, то есть на территории Золотой Орды, являясь тем самым первой находкой этого рода.

Рукопись удалось полностью прочитать и перевести, так как оказалось, что текст рукописи содержит стихи. Это несколько облегчило задачу дешифровки, так как, исходя из законов аллитерации, параллелизма и т. д., можно было без особого труда вставить ряд строк и на повреждённые места текста.

Всего рукопись состоит из 25 фрагментов, из которых 19 содержат текст с обеих сторон, а шесть исписаны только с одной стороны. Монгольский текст содержат лишь шесть фрагментов, а остальные образуют уйгурскую часть рукописи.

То, что Укек был крупным торговым городом подтверждает и тот факт, что в нем был свой монетный двор. На монетах были выполнены надписи. Например, на некоторых медных «уналты пул – денга», что переводится как «шестнадцать пулов – денга».

Судя по археологическим находкам, город тянулся вдоль берега более двух километров. Над ним господствовала высокая гора, которая ныне называется Каланча. Увек имел квартально-усадебную планировку.

Центральный район Увека был аристократическим. В нём находились дворцы, общественные здания — мечети, бани, медресе и другие. Они были сооружены из обожженного кирпича на известковом растворе. Фасады зданий, а также внутренние парадные помещения украшались наборными майоликовыми панно из разноцветных изразцов. Рисунок там был геометрическим или растительным.

Здесь же располагались крупные аристократические усадьбы, окруженные высокими стенами, с бассейнами-водоемами, с богатыми домами из сырцового кирпича. Дома отличались пышностью и роскошью отделки. В комнатах вдоль трех стен устраивалась лежанка-суфа, внутри которой от печи проходили дымоходы-каналы для её обогрева. На внутренней стороне печи делали насечки для выпечки лепешек. Пол в жилище был земляной и кирпичный.

Вдоль Волги тянулся ремесленно-торговый район. Здесь были базары, караван-сараи, ремесленные мастерские. В них трудились самые разные мастера: ювелиры, кузнецы, медники, стеклодувы. В гончарных горнах изготовляли кирпич, изразцы, майолику и разнообразную посуду — простую и покрытую снаружи глазурью. В этом районе можно было увидеть стоящие тесно друг к другу небольшие дома. Там имелись очаги. В них жили мелкие торговцы, владельцы мастерских, наиболее квалифицированные, полузависимые ремесленники.

Отдельные кварталы занимали большие землянки с укрепленными сырцовым кирпичом стенами. Вдоль стен устраивались широкие лавки-суфы. Обогревалось такое помещение жаровнями с горячими углями. В этих землянках обитали рабы-ремесленники.

Вероятно, такие же общие землянки имелись и в северной части города, в так называемых «христианских» кварталах, где жили русские, армяне и другие немусульмане. Здесь даже имелись христианские церкви и часовни. Были здесь и собственные жилища жителей. Увек считался для своего времени благоустроенным городом, с водопроводом из глиняных труб и, видимо, со сточной системой.

В южной части города располагался некрополь.

Когда город погиб, точно неизвестно. Существует несколько версий. Есть версия, что Укек погиб в результате того, что сошел сель, т.к. это оползневая зона. Однако, это представляется маловероятным,  т.к. город растянулся на несколько километров вдоль Волги на полтора километра «вглубь» правого берега Волги. Наиболее популярная версия говорит о том, что город был разрушен войском Тимура (он же Тамерлан) в 1395 г. Но есть сведения, которые говорят о том, что Укек существовал еще и в 15 веке, т.к. он был отмечен на картах одного космографа Фра-Мауро и на некоторых западноевропейских картах. Кроме того, в Интернете попадаются и статьи, авторы которых утверждают, что они видели монеты Укека, отчеканенные в 15 веке.

Скорее всего, город Тамерланом разрушен не был, но всей Золотой Орде был нанесен колоссальный по мощи удар, вызвавший упадок экономики и развал государства.

Спустя около 200 лет в районе Укека основывается город Саратов. Историки нашли свидетельства современников того времени о том, что в то время они хорошо видели развалины Укека. По некоторым данным, развалины существовали и в 19 веке.

Советская власть всерьез раскопками на Увеке не занималась и в итоге, в 1970 г. вся территория городища Укека была отдана под частную застройку.

Оставьте комментарий